Почему детская застенчивость не должно восприниматься, как нарушение или недостаток.
Многие родители забывают, что проявление застенчивости является инстинктом привязанностей, препятствующих ребёнку подчиняться кому-то, кроме своих родителей. Но мало кого радует детская застенчивость. Она не воспринимается, как природный замысел, гарантирующий восприятие ребёнком только ближайших родственников и оказание на него только их влияния.
Идеально развивающийся ребёнок проявляет застенчивость в 6-8 месяцев от рождения, боясь близости незнакомых людей. В таком возрасте, ребёнок не охотно или вообще отказывается идти на руки к чужим людям и при этом, сильно огорчаясь и даже плача, из-за разделения с любимыми людьми. Он показывает свою любовь и привязанность к близким ему людям.
В определённом возрасте начинается разделение детской привязанности к тем, кого он любит и с кем хочет быть, и на тех, кто ему не важен, от кого он отстраняется.
Как избавиться от детской застенчивости. Воспитание детей.
Другими словами, нельзя считать застенчивость, как детский недостаток. Лучше воспринимать застенчивость стратегическим шагом «природы», который обеспечивает необходимую близость дитя с людьми, несущими за него ответственность.
Нередко, застенчивость путается с проявлением социальной тревожности – страха или избегания социального и межличностного взаимодействия. Получаемое при таких обстоятельствах, тревожное состояние, должно быть постоянным, интенсивным и неотступным, длящимся не менее полугода, чтобы точно определиться с диагнозом.
И только около половины людей, имеющих диагноз «социальная тревожность», говорят, что они обладают застенчивостью.
Застенчивость можно рассматривать, как личностную черту, проявление которой может быть разным у людей разного типа. Некоторые застенчивые люди спокойно относятся к своей застенчивости.
От чего у одних детей высокая степень застенчивости, а у других намного меньше.
Многими исследованиями доказано существование генетической предрасположенности более сильного проявления инстинкта с застенчивостью у одного типа детей, в сравнении с другим.
Джеромом Каганом, профессором психологии в Гарвардском университете проводилось 30-летнее исследование, которое помогло обнаружить ряд различий в реакциях на окружающую обстановку у малышей с 4-х месячного возраста, которая зависит от характера ребёнка.
18-22% детей имеют замкнутый характер от рождения. У них повышенная реакция на окружающую обстановку, и как следствие – большая застенчивость. В младенчестве они сильно беспокоятся от громких звуков, и при этом наблюдается повышенная активность в движении ручек и ножек, а так же усиленное сердцебиение.
К двухлетнему возрасту у таких детей наблюдается склонность прятаться за родительскими ногами, если на их территории появляется незнакомый человек, в 7 лет такой ребёнок одиноко играет в свободные игры. Такой ребёнок для родителей и учителей является застенчивым, но только у одного из четырёх малышей, эта черта переходит во взрослую жизнь.
Если ребёнок не хочет общаться с взрослым человеком или прогоняет его криком, не нужно его осуждать, а тем более наказывать. В современном мире, такая детская реакция может оказать неоценимую помощь малышу, который отказывается контактировать с незнакомыми людьми.
У родителей, дети которых обладатели сильного инстинкта застенчивости, могут проводить сравнения между своими детьми и их сверстниками, с более общительным характером. И могут обнаружить меньшую контактность и большую настороженность своих малышей в незнакомых ситуациях. Такие дети предпочитают вести наблюдение со стороны, отказываясь от участий в чём-то, если ими ощущается угроза.
Родители застенчивого ребёнка ведут ежегодную борьбу с сепарационными тревожностями в начинающемся учебном году. Им хочется, чтобы ребёнок принимал активное участие во всех мероприятиях, забыв о своих беспокойствах. Скорее всего, родители таких детей вспоминают проявления собственной болезненной застенчивости в определённый детский период и страстно желают помочь малышам в избавлении от их проявлений.
Казалось бы, если есть генетическая предрасположенность, то ситуация не может измениться. Но благодаря исследованиям Кагана, появилось мнение, что победить застенчивость в определённых направлениях, можно. Застенчивость не уйдёт, но ею можно управлять, чтобы ребёнок мог вырасти социально адаптированным и независимым.
Чтобы ребёнок смог раскрывать свой потенциал, забыл о проявлениях болезненной застенчивости, необходима помощь родителей, особенно в периоды спонтанного раскрытия способностей ребёнка.
— В «нестыдящем» подходе, требующем терпения от родителя.
Ребёнок стыдится, если почувствует что-то неладное с собой, при отсутствии общительности и вовлеченности. Необходимо всячески поддерживать ребёнка, находясь в незнакомом месте или в гостях. Ни в коем случае не подталкивайте его к игре или каким-то действиям, если он ещё не готов. Можно прижать его к себе, спокойно поговорить и успокоить или посадить на время на коленки, чтобы малыш мог осмотреться и привыкнуть к обстановке. И только тогда малыш сможет почувствовать себя комфортно, для игры с другими детьми.
— С помощью игр можно развить личность.
Игра помогает ребёнку заниматься исследованиями своего «я», находить понимание своего места в сложившейся ситуации. Пусть такая игра будет вне школы, чтобы у ребёнка был простор. Игра помогает развитию личности и тогда появляются силы для самовыражения, чтобы победить инстинкты скованности и застенчивости.
Необходимо постараться разговорить ребёнка, внимательно выслушать его отношение к окружающему миру. Зачастую, тихие дети обладают богатым внутренним миром, который нужно разгадать родителям.
— Родителям необходимо стать связующим звеном между своим ребёнком и окружающими людьми.
Это могут быть бабушки и дедушки, тёти и дяди, соседи и дальние родственники, воспитатель в саду и школьный учитель. Если придя к стоматологу, ваш ребёнок не хочет открывать рот, постарайтесь убедить малыша, что врач ему ничего плохого не сделает, что это добрый и хороший человек и т. д. Необходимо найти подход к своему ребёнку, понять его страхи, чтобы предупредить их.
Если вашему ребёнку предстоит выступление перед большой аудиторией в школе, постарайтесь убедить его, что в зале собрались хорошие люди. Что они будут внимательно слушать его, и в любом случае поймут, не будут осуждать и смеяться.
Чтобы быстро преодолеть патологическую застенчивость, никогда не стыдите ребёнка за естественные проявления природных инстинктов.
Источник: