В процессе взросления ребёнка происходят механизмы ломки родительской зависимости, создаётся самостоятельный характер. Сложно в этом процессе обойтись без проблем и ниспровержений авторитетов. У некоторых родителей возникает обида – многое отдано, даже в ущерб своим интересам, однако собственный любимый ребёнок этого не ценит и не понимает. Нужно знать, что всё это естественные процессы, которые необходимо преодолеть.
Проблемы из детства: почему детям тяжело быть самостоятельными или зависимость от родителей.
Если такой процесс пройден был успешно, то произойдёт этап эмоционального разделения детей и родителей. Отныне процесс общения происходит «на равных», так, как общаются взрослые люди.
Какими последствиями грозит чрезмерная зависимость от родителей.
Люди не прошедшие процесс отделения (сепарации) в родительских семьях, остаются зависимыми от своих родителей, от их мнений и пожеланий, они с настойчивостью будут искать этого избавления уже в своих новых семьях.
Бывает так, что этим людям не удаётся создать свои семьи, потому что им выделена слишком важная роль в родительских семьях. «Для своей — нет ни времени, ни сил, ни желания».
Если для мамы и папы их ребёнок был очень послушным, то этот ребенок, повзрослев и пытаясь обзавестись своей семьёй, будет прислушиваться к мнению своих родителей. Услышав даже намёк, что его половина не такая, как хотелось бы родителям, он всю жизнь будет упрекать жену (мужа) словами «правильно мне моя мама говорила…».
И конечно, нормальных, доброжелательных отношений в такой семье не стоит ожидать. Ведь этот человек будет в поиске доказательств маминых предупреждений, а если их не найдёт, создаст ситуацию, в которой родительские слова подтвердятся.
Западные психологи утверждают, что незаконченность процесса отделения детей от их родителей может стать отличным основанием в формировании различных типов зависимостей: наркотическая, алкогольная, игровая и прочее.
В каком возрасте нужно начинать процесс сепарации.
Можно сказать, что с пелёнок – чем раньше, тем лучше. Как только малыш начал делать самостоятельные движения. Постоянная родительская опека, из-за боязни за малыша, ограничивает развитие самостоятельности.
Психологи настаивают, что в 2-3 года ребёнок должен научиться спать сам. Это является первоначальным этапом в разделении, который необходимо преодолевать.
Затем могут возникать просьбы о помощи, тех дел, которые ребёнок может совершать сам. Например: одеваться, убирать игрушки и ухаживать за собой и прочее. В таких случаях от родителей нужна мотивация для самостоятельных действий, а помощь только в крайнем случае.
В подростковом возрасте возникает необходимость расширения своего присутствия в социуме.
Недополучение навыков самостоятельности, могут очень часто проявляться сложностями в школе. Активной родительской помощью в приготовлении домашних заданий и всесторонняя контролируемость, не дают ребёнку прочувствовать ответственность за все процессы.
Необходимо закрепить за ребёнком участок, за который он будет нести ответственность. Возможно это игровая комната, в которой он будет наводить порядки. С увеличением возраста ребёнка, увеличивается его ответственность за сферу деятельности.
Как быть, при упущенном времени.
Родителям не нужно отчаиваться, если они видят, что их подросток вовремя не «оторвался» и совершенно не самостоятелен. По мнению психологов, следует действовать, как с маленькими детьми, постепенно нагружая ответственностью за определённые участки.
А так же родителям нужно контролировать свои действия. К примеру: ребёнком выбрана одежда, которая не нравится родителям. Некоторые родители начинают дискредитировать ребёнка, считая себя авторитетнее. Необходимо аргументировать своё мнение, а не навязывать.
Нужно помнить — у повзрослевшего ребёнка, есть своё мнение, которое он может высказать при решении каких-то семейных вопросов.
Нельзя забывать: — если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был готов к самостоятельной жизни, с ранних лет, нужно определить границу его деятельности и всячески содействовать проявлениям его самостоятельности.
Источник: