«Отстойная школа!» — высказал свое мнение старшеклассник на приёме у школьного психолога, который был крайне удивлён его приходом. На психологическую консультацию старшеклассника отправили преподаватели нескольких предметов, которым стало сложно терпеть его выходки. Частые опоздания, редкое выполнение домашних заданий, уроки с его участием превращаются в базар, с угрозами запугивал школьников – таков не полный перечень всех его «заслуг».
За пределами школы его поведение практически ничем не отличалось. Дома с ним справиться не могли – он рос без отца. Часто менялись школьные коллективы, но везде один итог – трудно воспитуемый подросток, от которого старались быстрей избавиться.
Займёмся терапией в решениях. Что это такое?
Многие психологи пытались наставить его на «путь истинный», но всё безуспешно. И только однажды психологическая беседа принесла свои положительные плоды — поведение подростка изменилось на 80% в лучшую сторону. Подросток не стал отличником в учёбе и поведении, но его хронические нарушения дисциплины перешли в периодические. И улучшения были настолько значительными, что педагогический совет отменил решение об отчислении его из школы.
Что же могло произойти в кабинете психолога?
Психолог занимался практикой ориентированной на решения в краткосрочной терапии («терапия решений»), которая имеет коренные отличия от принятых традиционных психотерапий. Стив де Шейзер и его супруга Инс Ким Берг – психотерапевты, стали основоположниками и изобретателями нового метода лечения.
Классическое лечение предусматривает полное изучение всей проблемы, её корней, которые могут тянуться в ранние детские годы. Настоящие археологические раскопки, ведь нужно копать у себя в голове, для поиска глубоко погребённого зерна прозрения, факта, который сможет пояснить, отчего ваше поведение такое, а не другое. На это всё требуется много времени: стандартные фрейдистские психоанализы могут проводиться более пяти лет и сопровождаться визитами к психологу 2-3 раза в неделю, и может вылиться в очень круглую сумму.
И в конечном итоге вы можете получить вердикт, что во всём виновата мама и ваше неправильное детство.
Клонирование успеха.
Что же применялось школьным психологом в случае с подростком? Можно познакомиться с небольшим диалогом. Нужно обратить внимание, что психолог начал диалог вопросом исключением.
— психолог: — «расскажи мне о том времени, когда у тебя отсутствовали проблемы в учёбе и в поведении».
— подросток: — «да, у меня было такое время, когда преподавателем была Зоя Петровна».
— психолог: — «что же там было не так, как сейчас?».
— подросток: — «сложно сказать, но она интересная и милая».
— психолог: — «что же она такого сделала для тебя, что стала интересной и милой?».
Из разговора выяснилось, что учительница всегда здоровалась, когда он появлялся в кабинете. Другим учителям такое и в голову не могло прийти – они его обходили стороной. Учительница учитывала имеющиеся у него нарушения обучаемости и его задания были более лёгкими, чем у одноклассников. Когда в классе начиналась самостоятельная работа над заданиями, педагог внимательно наблюдала, чтобы все вопросы были ему понятны.
Подросток получал внимательное и уважительное к себе отношение со стороны учителя, и это помогало ему добиваться положительных результатов в учёбе.
В этой ситуации «светлым моментом» для подростка стало обучение в классе Зои Петровны. Конечно, она оказалась чуткой и внимательной учительницей – истинным педагогом. Психолог рассказал эту историю всем учителям и дал им совет вести себя так же с подростком, тем самым упростив и себе жизнь.
В течении 3–х месяцев учителя относились к подростку так же, как Зоя Петровна, наблюдали за поведением школьника и фиксировали: наличие опозданий, отношение к заданиям на уроках и дома, поведение. Через три месяца были достигнуты поразительные результаты – по всем направлениям отмечалась положительная динамика.
Процесс клонирования положительного опыта в этой школе прошёл очень успешно, и проблемный ученик перестал быть таковым.
Источник: