Как правильно разговаривать с детьмиЧасто отношения и общение с современными детьми переходят на совершенно иной, качественный уровень, как только родители находят в себе силы отказаться от категорических указаний в пользу подбадривающих, сочувствующих фраз. Об этом, в частности, говорит Венди Снайдер, педагог, семейный тренер, мать двоих детей и успешный блогер из Калифорнии. Как же правильно разговаривать с детьми?
Ты ни о чем не забыл? О чем нам следует помнить?
Такими словами, советует Венди, лучше заменить привычные для многих родителей напутствия и предостережения. «Будь бдительным!», «Веди себя благоразумно!», «Не забывай об осторожности!»… Эти и похожие призывы не достигают «мишени» потому, что дети, во-первых, к ним уже привыкли и, во-вторых, они звучат абстрактно, неконкретно.
«О чем нам следует помнить, когда мы идем играть на площадку (во двор, в парк)?». Такая фраза с дальнейшим пояснением действует намного лучше.
Пожалуйста, говори спокойнее и тише
Подобной, нейтрально звучащей репликой попробуйте заменить окрики «Тише!», «Не шуми!» и «Не мешай!». Причем к ребенку обращайтесь мягко и вполголоса.
Детям, объясняет Венди, свойственно кричать, вести себя шумно. В этих случаях говорите с ними подчеркнуто тихо, даже шепотом. Потому что как иначе ребенок поймет, что играть, веселиться или петь можно негромко, не мешая другим?
Ты предпочитаешь это сделать самостоятельно или требуется помощь?
Этот вопрос – альтернатива недовольным фразам «Почему ты так долго копаешься?», «Сколько раз повторяю, чтобы ты убрал игрушки»», «Третий раз говорю: сделай уроки!».
Дети, как и большинство взрослых, не очень-то любят приказы. Дайте им право выбора – выполнить самому или прибегнуть к вашей помощи. И убедитесь, что ребенок без проволочек сделает то, что ему предлагается мягко и без давления.
Какие выводы ты сделал?
Такой должна быть реакция на ошибку или проступок ребенка. «Позор!», «Ужас!», «Как ты мог!» и другие эмоциональные возгласы неконструктивны. Так вы зафиксируете ребенка на его переживаниях, чувстве вины, недовольства собою. А ведь намного важнее дать ему мотивацию в следующий раз поступить иначе, правильно.
Проведите совместную работу над ошибками. «Надеюсь, ты видишь, что поступил опрометчиво. Как думаешь, это можно исправить? А если ситуация повторится, как ты поступишь?» – такой анализ принесет намного больше пользы.«Пожалуйста», «Будь добр», «Я прошу»…
Не бойтесь уронить родительский авторитет, используя «волшебные» слова. Употребляйте их вместо «Нельзя!», «Остановись!», «Замолчи!» и так далее.
«Я прошу, убери тарелку», «Пожалуйста, сделай телевизор тише», «Будь добр, сходи в магазин»… Вам ведь тоже трудно отказать в максимально корректной, человеческой просьбе?
Ты готов идти сейчас или, может, пойдем позже?
Помните о выборе. Предложение или-или действует намного эффективнее, чем команды «Немедленно!», «Сейчас же!». «Одна нога здесь, вторая там!». Дети ценят уважительное отношение, которое дает им основания почувствовать себя взрослыми и ответственными.
Что, если этот предмет я подарю тебе на Новый год (на твой День рождения)? Согласен подождать?
Это намного гуманнее, считает Венди, чем лишать ребенка всяческой надежды. К тому же, раздраженно отвечая, что на игрушки денег нет, вы тем самым культивируете в детях чувство вины. И тревогу за семью, ее достаток.
Но предложив перенести покупку, вы, во-первых, успокоите ребенка… А, во-вторых, есть большая вероятность, что он о ней вскоре забудет.
Уважай себя и других
Лучше это, чем «Не груби!», «Будь вежливым», «Тебя считают невоспитанным!». Объясняйте ребенку, что уважение других – одно из проявлений самоуважения, достоинства, даже величия. Короли, монархи, главы государств – вежливые, деликатные люди. Какой ребенок не захочет подражать великим?Что ж, поплачь, если тебе действительно грустно
«Прекрати реветь!», «Не хнычь» и «Плачут только слабаки!» – такие ремарки, возможно, остановят слезы, но вряд ли устранят их причину.
Дайте ребенку понять, что любые эмоции – норма. Что, когда человеку смешно, он смеется, а когда ему грустно – можно и поплакать.
Я переживаю потому, что…
Продолжение может быть любым, по ситуации. «Я волнуюсь потому, что ты можешь упасть с этого, слишком большого велосипеда», «Я переживаю потому, что ты можешь замерзнуть и простудиться без шапки», «Я беспокоюсь потому, что ты не выспишься и утром будешь плохо себя чувствовать». Так педагогически вернее, чем указывать ребенку на его «недостатки»: «Ты слишком маленький», «Ты не достаточно взрослый», «Ты и так часто болеешь»…
Рассказывая детям о своем беспокойстве, вы напоминаете им о возможном риске. И повышаете их ответственность: ребенок должен приучатся думать не только о себе, но и о вашем за него волнении.
Я в тебя верю, ты справишься
Лучше слова поддержки, чем негативные установки вроде «Ты не умеешь», «У тебя опять не получилось», «Почему кто-то должен убирать за тобой?».
Нацеливайте детей на успех, повышайте их уверенность в себе, их самооценку.
Как ты сейчас себя чувствуешь?
Конечно, искренний интерес к состоянию ребенка намного важнее, чем дежурное, пренебрежительное «Успокойся!», «Не расстраивайся!», «Мне бы твои проблемы!».
Да, в каждом возрасте свои проблемы. Но, тем не менее, это проблемы. Передавая часть эмоций, связанных с ними, кому-то из близких, мы успокаиваемся, учимся смотреть на них со стороны, оценивать критически.
Никто не любит, когда с ним говорят суровым, угрожающим, «прокурорским» тоном. Никто не любит, когда просьба подменяется командой. Помните об этом!