Почему детям приходится всё повторять по 100 раз и как до них достучаться

Почему детям приходится всё повторять по 100 раз и как до них достучаться

Проблема того, что детям приходится повторять одно и то же множество раз, знакома многим родителям, воспитателям и учителям. Это вызывает недоумение, раздражение и вопросы: почему ребенок не слушает, не запоминает или игнорирует просьбы и инструкции? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть несколько аспектов, включая физиологию, особенности развития детской психики, эмоциональные факторы и навыки общения взрослых с детьми. Важно также понять, какие стратегии помогут эффективнее донести информацию до ребенка, чтобы избежать излишнего напряжения в общении.

Особенности восприятия детей

Физиологические и когнитивные факторы

  1. Незрелость мозга Детский мозг активно развивается до подросткового возраста, а такие области, как префронтальная кора (ответственная за концентрацию внимания, самоконтроль и планирование), формируются до 25 лет. Это значит, что у маленьких детей просто недостаточно развитых механизмов, чтобы удерживать внимание на одной задаче или сразу запоминать новую информацию.
  2. Ограниченная рабочая память Рабочая память у детей младшего возраста ограничена: они способны удерживать одновременно только 3–4 элемента информации. Если ваша просьба или инструкция содержит много шагов, ребенок может забыть часть из них уже в процессе выполнения.
  3. Перегрузка сенсорной системы Современный мир насыщен раздражителями: яркие экраны, громкие звуки, постоянная смена стимулов. Это может затруднять ребенку сосредоточенность на ваших словах, особенно если рядом есть что-то более интересное.
  4. Развитие навыков внимания У детей младшего возраста способность к устойчивому вниманию не так сильна, как у взрослых. Они легко отвлекаются, особенно если поблизости есть что-то яркое, шумное или новое. Это естественная черта их психики, помогающая в познании окружающего мира.

Эмоциональные и психологические факторы

  1. Недостаток мотивации Если ребенок не понимает, зачем ему выполнять просьбу, или считает задачу скучной, он может просто игнорировать её. Это особенно актуально для рутинных действий (уборка игрушек, одевание) или сложных задач, которые требуют значительных усилий.
  2. Эмоциональная реакция на взрослого Если ребенок чувствует, что взрослый раздражен, злится или использует негативный тон, он может реагировать защитной реакцией, а не послушанием. Эмоциональная связь сильно влияет на готовность ребенка воспринимать информацию.
  3. Чувство протеста Особенно в возрасте 2–4 лет и снова в подростковом периоде дети проходят стадии активного формирования независимости. В этот период повторные просьбы могут восприниматься как давление, что провоцирует сопротивление.
  4. Нехватка навыков саморегуляции Даже если ребенок хочет выполнить вашу просьбу, он может не уметь справляться с эмоциями, отвлечениями или усталостью, что мешает ему сосредоточиться.
Читайте также  Как вылечить себорею: советы трихолога

Ошибки взрослых в общении с детьми

Многие ситуации, в которых детям приходится повторять инструкции, вызваны не столько их «непослушанием», сколько ошибками взрослых в подаче информации. Вот наиболее распространенные проблемы:

  1. Слишком длинные или сложные инструкции Фразы вроде «Собери игрушки, оденься, приведи себя в порядок и выходи в коридор» для взрослого звучат как одно задание. Для ребенка же это сразу несколько шагов, которые трудно удержать в голове.
  2. Отсутствие четкости Использование общих фраз вроде «Будь хорошим» или «Убери здесь» не дает ребенку конкретного понимания, что от него требуется. Он может воспринять слова по-своему или вовсе проигнорировать их.
  3. Инструкции в неподходящий момент Если ребенок поглощен игрой, просмотром мультфильма или каким-то другим занятием, то просьба, произнесенная в этот момент, может пройти мимо его внимания.
  4. Монотонное повторение Когда взрослый повторяет одну и ту же просьбу без изменения интонации, содержания или подхода, ребенок перестает воспринимать эти слова как значимые.
  5. Отсутствие внимания к эмоциональному состоянию ребенка Если ребенок устал, голоден, расстроен или находится в перевозбужденном состоянии, его способность реагировать на просьбы значительно снижается.

Как эффективно достучаться до ребенка

Чтобы дети быстрее и легче воспринимали информацию, важно учитывать их возрастные особенности, эмоциональное состояние и привлекать внимание правильными методами. Рассмотрим стратегии, которые помогут добиться взаимопонимания.

Привлечение внимания

  1. Контакт глаз Перед тем как дать инструкцию, убедитесь, что ребенок смотрит на вас. Это помогает наладить связь и сосредоточить его внимание.
  2. Физический контакт Легкое прикосновение к плечу или руке помогает ребенку осознать, что вы обращаетесь именно к нему. Это особенно полезно, если ребенок увлечен игрой.
  3. Привлекательный голос Использование разнообразной интонации, иногда даже шутливого или игривого тона, делает вашу речь более заметной и интересной для ребенка.
  4. Назовите ребенка по имени Это сигнал для ребенка, что именно к нему обращаются, а не к кому-то другому.
Читайте также  Как правильно наносить гель-лак: пошаговая инструкция

Формулирование просьб

  1. Простота и ясность Разбивайте задачи на простые шаги, которые ребенок может легко запомнить. Например, вместо «Убери в комнате» скажите: «Собери машинки в коробку».
  2. Четкость Используйте конкретные слова и фразы. Вместо «Будь внимательным» скажите: «Слушай внимательно, что я скажу».
  3. Позитивная формулировка Говорите о том, что ребенок должен сделать, а не о том, что нельзя. Например, вместо «Не кричи!» скажите: «Говори тихо».
  4. Повторение в новой форме Если ребенок не услышал вас с первого раза, переформулируйте просьбу. Это помогает избежать монотонности.

Усиление мотивации

  1. Объяснение причин Дети лучше воспринимают инструкции, если понимают их смысл. Например, вместо «Надень шапку!» скажите: «Надень шапку, чтобы не замерзнуть».
  2. Элемент игры Сделайте задачу интересной. Например, устройте соревнование: «Давай посмотрим, кто быстрее соберет игрушки – ты или я».
  3. Похвала Подкрепляйте усилия ребенка словами поддержки: «Ты молодец, что сразу меня услышал!».
  4. Поощрения Иногда полезно использовать небольшие вознаграждения, особенно если задача сложная или непривычная для ребенка.

Работа с эмоциональным состоянием

  1. Учет настроения Если ребенок устал или расстроен, сначала помогите ему справиться с эмоциями, а уже потом давайте инструкции.
  2. Создание ритуалов Повторяющиеся действия в одно и то же время (например, уборка игрушек перед сном) становятся для ребенка привычными, и ему легче выполнять их без напоминаний.
  3. Исключение конфликтов Постарайтесь избегать повышенного тона и наказаний, которые только усиливают сопротивление.

Примерные ситуации и способы их решения

  1. Ребенок не убирает игрушки Вместо того чтобы повторять «Убери игрушки!» 10 раз, скажите: «Сложи машинки в коробку. Я помогу тебе, а потом почитаем книгу».
  2. Ребенок не слушает просьбу надеть куртку Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите: «Ты хочешь пойти гулять? Надень куртку, и мы сразу пойдем». Можно превратить задачу в игру: «Давай проверим, как быстро ты наденешь куртку!».
  3. Ребенок отвлекается за едой Сядьте рядом, ограничьте внешние раздражители (телевизор, игрушки) и скажите: «Когда ты доешь, мы пойдем играть».
Читайте также  В каких цветах встречать Новый год: гид по «змеиным» оттенкам

Роль терпения и понимания

Принятие того факта, что дети в силу своих возрастных особенностей требуют многократного повторения, помогает взрослым сохранить спокойствие. Вместо раздражения лучше сосредоточиться на том, как адаптировать свои просьбы, сделать их более понятными и привлекательными. Это требует терпения, но такие усилия вознаграждаются: ребенок становится более внимательным, а взаимодействие с ним — менее напряженным.

WOMANSY - Женский онлайн журнал
Добавить комментарий