Стоит, кричит, руками машет. В гневе все начальники одинаковые. А как хочется, чтобы они были добрыми и никогда не ругались, а только премии выписывали…
Хорошие отношения с начальником — явление не такое уж частое, как казалось бы. Гораздо чаще на работе испытываешь стресс от ежедневного общения и давления со стороны раздраженного и вечно недовольного начальника. Такое общение подобно прогулке по минному полю: вы никогда не знаете, в чем вас обвинят и когда произойдет очередная вспышка гнева. И самое неприятное в том, что вы точно понимаете: шеф просто срывает на вас зло и плохое настроение, и его поведение не имеет никакого отношения к вашему профессионализму и трудолюбию. Многие смиренно принимают такое давление, каждое утро собираясь на работу, как на каторгу. Иные, не выдержав, увольняются.
Не важно, где вы работаете: в офисе, на почте или в магазине. Существуют психологические приемы, с помощью которых вам под силу приручить злого начальника (или начальницу) и чувствовать себя на работе комфортно.
Всему свое время
Наверняка вы замечали, что настроение шефа в течение дня меняется. Это может зависеть от разных факторов личного и профессионального характера. Начиная с того, что босс не выспался или начальница перед выходом из дома поругалась с мужем, заканчивая тем, что у нее портится настроение перед разговором с вышестоящим начальством.
СОВЕТ. Важно, чтобы вы подмечали нюансы в поведении руководителя и обращались к нему в те временные промежутки, когда он находится в хорошем расположении духа и никуда не спешит. Для этого возьмите себе за правило внимательно наблюдать за сменой настроения начальника и чутко на нее реагировать.
Похвала, но не лесть
Даже если вам попался слишком эмоциональный начальник, который часто повышает голос, срывается, у него точно есть периоды спокойствия и равновесия, во время которых с ним можно общаться и обсуждать дела. Такое его поведение стоит подкреплять положительным и любезным общением с вашей стороны. Почти как с ребенком: ведет себя хорошо — хвалите!
СОВЕТ. Уместный момент для похвалы выбрать порой сложно, поэтому используйте любую возможность. Например, после «разбора полетов» скажите спасибо за ценные рекомендации или идеи. Главное, чтобы похвала не была похожей на лесть, поэтому важно говорить уверенно и убедительно.
Босс — тоже человек
Любой босс, от начальника овоще-базы до руководителя центра авиаперелетов, — это прежде всего человек, поэтому ничто человеческое ему не чуждо. У каждого есть свои любимые темы для разговора, предметы личной гордости. Например, один любит обсуждать футбол, а другая гордится своими детьми и обожает рассказывать подробно про их достижения, которые косвенно подчеркивают то, насколько она хорошо воспитывает своих отпрысков.
СОВЕТ. Изучите вашего начальника, будьте внимательны к темам, которые он чаще затрагивает в общении. Используйте их при встрече, даже если у него будет плохое настроение, можете аккуратно поинтересоваться, как дела у его детей. Или уточнить, как он относится к результату футбольного матча. Любому человеку приятно, когда окружающие проявляют внимание к важной лично для него теме.
Под огнем
Как бы вы ни старались предупреждать поведение начальника, в какой- то момент вы можете попасть под горячую руку, когда он будет кричать, обвинять вас в неисполнении обязанностей, прерывать все ваши аргументы и доводы. Спорить и отстаивать свою точку зрения в подобный момент бесполезно, так как это еще больше разозлит руководителя. Лучшее, что вы можете сделать, — поскорее скрыться из поля его зрения.
СОВЕТ. Чтобы максимально быстро прекратить беседу и не поддерживать эмоциональный пыл начальника, не настаивайте на своем. Лучше используйте такие фразы, как «я учту на будущее», «в следующий раз буду более внимательной» и т.п. Эти короткие выражения подразумевают, что вы осознали то, в чем вас упрекают, и приняли это к сведению. После этого у начальника просто не будет повода продолжать разговор и упреки.