История 15-летнего парня.
К психологу обратилась мама одного подростка. Основной её жалобой и даже воплем истерзанной страданиями души: «отчего же ему ничего не хочется?». Выясняется, что парню ничего не чуждо в желаниях, а вот не хочет он, по мнению мамы, делать нормальные для каждого подростка дела – учиться или работать, посещать курсы, ходить на свидания к девушкам, оказывать помощь маме в работе по дому, полный отказ от поездок в отпуск с мамой.
Его мама просто отчаялась – ведь он почти взрослый мужчина, но проку никакого. Со слов мамы – она всю жизнь на него потратила, во всём себе отказывая. Любая секция или кружок – с деньгами не считалась. Языковой лагерь за границей? – пожалуйста. А сейчас что – полдня спит, вторую половину – в компьютере в догонялки играет. Думала – вот вырастет и мне большая помощь будет. И что теперь?
Выясняется, что мама одна подымет мальчика с 5 лет. Ей пришлось расстаться с отцом парня, таким же лежебокой. Мама на нескольких работах – ведь нужно прокормить троих – ещё бабушку, домой приползает затемно.
Домом заправляет бабуля, которая по возможности следит за внуком, кормит его, наводит порядки, таскает неподъемные сумки из магазинов. Но есть проблема – подросток не обращает никакого внимания на слова и просьбы бабушки. Дома абсолютно ничего не делает.
Школа посещается им только при большом желании. Педагоги утверждают, что парень очень способный, но по многим предметам имеет плохие оценки. Наличие репетиторов ничего не меняет.
Что же происходит с парнем?
Неплохой парень, о котором мечтает каждая девочка – спортивного телосложения, с подвешенным языком и большим словарным запасом, не хам, взгляд живых глаз, увлекается теннисом и игрой на гитаре. Одет мальчик в модные дорогие вещи. Вежливый, дружелюбный и открытый. С трехлетнего возраста мальчик в занятиях – плавание, английский, подготовительные занятия к школе. К занятиям в школе и прочим нагрузкам, добавились занятия конным спортом. На сегодня – математический лицей совмещается с курсами английского, двумя спортивными секциями и с репетитором. Гулять или смотреть телевизор – некогда. С компьютером, вопреки словам мамы, он дружит только на каникулах, да и то редко.
Все эти занятия мальчик выбирал сам. И когда психолог спросил его, «какое занятие его увлекает больше и чем бы он занимался, если бы не учёба?», он ответил – «игрой на гитаре».
В большинстве подобных случаев подростки отвечают, что им не хватает, или они мечтают об игре в футбол, игре в компьютере, о простых гуляниях во дворе, неделанье ничего.
Выводы психолога.
Таких случаев с каждым годом всё больше. Мама постепенно заменяет мужчину в доме, превратившись в семейного добытчика. Приходит домой после «охоты» поздно, времени на общение практически нет. Зато она женщина, отличающаяся амбициозностью, активностью и энергичностью. Ею давно всё продумано и рассчитано – что будет делать её мальчик сейчас и что потом. В её планы не входит «бунт на корабле», и если появляются, даже намёки на невыполнение её планов, она бьет тревогу. Причины отказа выполнять её волю, видит во всём, но только не в себе.
Чаще, в таких семьях дети, не успев толком определиться со своими желаниями, сразу же получают «желаемое». Захотелось что-то – отправил маме СМС, мама через интернет сделала заказ и к вечеру «желаемое» привезено. У таких детей все, о чём некоторым даже мечтать не приходится – есть. Нет только возможности самому решать какие-то вопросы или просто «повалять дурака».
Родители не прислушиваются к своим детям и считают, что им лучше известно, что нужно их ребёнку. Многие родители не замечают, что их ребёнок давно вырос из памперсов, и не нуждается в проверках и напоминаниях, что ему нужно помыться и прибрать свою комнату. Такими выражениями родитель, как бы говорит своему чаду – «ты ещё маленький, я за тебя всё решу». Некоторые, боясь чтобы дитя не попало в дурную компанию, до выпускного сопровождают его, чуть не за ручку, в школу. Такого ребёнка полностью лишили самостоятельности.
Советы психолога родителям подростка.
— Чтобы подросток правильно развивался психологически, ему необходимы ежедневные, хотя бы часовые, «абсолютно бесполезные прогулки» со сверстниками.
— Многие удивятся, но «бессмысленный» просмотр музыкально-развлекательных телевизионных программ – нужен нашим детям. Дети при этом получают некий транс в медитативном состоянии, при котором они смогут многое узнать о себе.
— К этому можно отнести и компьютерные игры, социальные сети, телефонные разговоры. Далеко не всем взрослым это нравится, но нужно перетерпеть.
Ограничивайте, вводите какие-то правила, но полный запрет на внутренние отношения ребёнка – недальновидное преступление.
Если он не пройдёт этот жизненный урок сейчас, возможен позже кризис в среднем возрасте, моральное выгорание к 40, отказ от ответственности за свою семью и прочее.
И всё потому, что в своё время не смог доиграть, «бесцельно дослоняться по улицам», просмотреть тупые комедийные фильмы и т. д.
Когда-то была история с одним мальчиком, который доставал близких многочасовыми лежаниями в своей комнате и стучанием в стену теннисным мячом. Стук был тихий, но раздражало его ничегонеделание. Сегодня это респектабельный мужчина около 30 лет, спортивный, имеет семью, хорошую работу и многое из того о чём мечтал. Подростком ему просто нужно было «побыть в своей скорлупе».
Обычно такие дети недозагружены полностью – они только учатся. Магазины, помощь по дому – это не для них. Давайте им больше внутренних свобод, а наружные — ограничивайте. Т. е. – сам должен принять решение, во что одеваться и чем заниматься помимо учёбы, ну а по дому – получи списочек своих дел – вперёд!
Бабушка – хранительница домашнего очага, но не имеющая нужных рычагов для давления на «общего» ребёнка.
Источник: