В ответ можно получить возражения о том, что существует такое понятие, как «надо». Но современные дети перед тем, как выполнять какую-то работу, всегда спрашивают: «зачем?», и если предложенная работа не имеет для них смысла, то они теряют к ней интерес. Если взрослые не в силах объяснить смысл своих требований, да к тому же они не связаны с удовольствием (в виде игры, конечно – это же дети!), то все их попытки ожидает провал.
Как мотивировать ребенка. О родительской мотивации. Нужно ли мотивировать ребенка на учебу?
Та часть мозга, которая контролирует ответственность («надо», «должен»), у современных детей развивается позже, а у подростков иногда может деактивироваться. Чтобы как можно раньше «включилась» ответственность, поможет четкое планирование и распорядок дня, чтобы у ребенка закрепились определенные ритуалы в течение дня. Причем расписание должно соблюдаться всеми членами семьи без исключения, чтобы показать ребенку, что слова родителей не расходятся с делом. Увы, двойные стандарты подрывают авторитет родителей и снижают мотивацию ребенка.
Виды мотивации для детей и вззрослых
На примере параллели: ученик мотивирован идти в школу, родители мотивированы идти на работу. Игровое мотивирование у обеих сторон: ученик может взять в школу игры и отвлекаться от учебы; родитель на работе стремится выполнять лишь то, что вызывает его интерес, старается уйти от ответственности.
Социальная мотивация: ученик ходит в учебное заведение за дружбой, иногда – в ущерб учебе, ссоры и размолвки могут послужить отказом от учебы; родители тоже ходят на работу «пообщаться», и могут часами просиживать в соцсетях.
Поощрительная: школьник идет за хорошими оценками, если ему не дается учеба – интерес к ней падает, а с ним и мотивация; взрослые тоже зависят от похвалы начальства, повышения зарплаты и продвижения по должностной лестнице.
Учебная: ребенок осознает то, что он идет в школу получать знания, взрослые на работу – чтобы реализовать свои возможности.
В случае, когда все виды мотивирования одновременно удовлетворены, можно говорить об успехе. Главной из всех мотиваций является учеба, но до нее следует дорасти. Это, кстати, причина для того, чтобы не отдавать ребенка рано в первый класс.
Причины снижения мотивации
Считается, что каждый здоровый человек с ощущением безопасности имеет потребность (мотивацию) развиваться, расти — жить. Снижение этой мотивации может быть обусловлено причинами:
· Опасность – ребенок в страхе не воспринимает новый учебный материал. У человека в состоянии стресса отказывает долговременная память. Если у ребенка наблюдается дефицит цинка, который подпитывает область мозга, отвечающую за память – у него плохо получается запоминать стихи и правила. Ученик может бояться педагога; он пропустил несколько тем и боится оказаться неуспешным; боится ответить неправильно; боится обижающих и дразнящих его одноклассников.
· Усталость – об этом может говорить внешний вид ребенка. Синяки и сутулость, понурый вид требуют побольше бывать на свежем воздухе и высыпаться. Может помочь прием витаминов.
· Проблемы со здоровьем – такие диагнозы, как дислексия, синдром дефицита внимания и гиперактивности, синдром минимальной мозговой дисфункции заслуживают пристально внимания и коррекции со стороны родителей и специалистов.
· Сопротивление – ребенку не нравится авторитарное поведение учителя, слишком строгие школьные требования, подросток может критически оценивать ранее значимые для него понятия. Ребенок может таким образом оказывать сопротивление родителям, которые ценят внешнюю успешность, но не развиваются сами, ему не по душе родительский перфекционизм, он противостоит давлению и несправедливости –единственно возможными для него методами.
· Неудовлетворенность собой – разочарование в собственной успешности, ребенок не видит смысла в своей учебе, потерял уверенность в себе, сложно адаптируется в коллективе, проявляется ревность к другим членам семьи.
Выводы о мотивации
Вполне очевидно, что взывания педагогов к родителям: поговорить, надавить, заставить, призвать к ответственности – не имеют смысла. Просьбы родителей к психологам усилить мотивацию к учебе – не совсем корректны и тоже бессмысленны. Необходимо пересмотреть устройство семейной системы жизни, причем это понятие не должно касаться учебы ребенка в частности. Часто дети чувствуют себя любимыми и принятыми родителями, когда они успешны, и это родительское ожидание успеха давит на них и приводит к обратному эффекту.
Ребенок должен понимать и твердо знать, что родители любят и принимают его любым, и даже если он не будет приносить домой только высокие оценки и оправдывать ожидания взрослых, эта любовь останется незыблемой, и он всегда сможет получить поддержку в семье.
Источник: