Как ребёнку избежать проблемы с математикой и откуда они возникают.
У математики репутация самого неподъемного школьного предмета. С самого первого класса дети слышат, что вычисления – это непросто. Возможно, именно поэтому к старшей школе 60% учеников начинают бояться математики и тревожиться из-за контрольных. Однако, родителям с ранних лет необходимо помочь детям полюбить цифры и предотвратить развитие математической тревожности в будущем.
— Забудьте про гуманитариев и математиков
Многие дети думают, что математика не для них. Как будто это предмет не для всех, а дар небес, который либо достался им, либо нет. Такую установку формируют взрослые, которые говорят: “Саша у нас гуманитарий”.
Это предполагает, что успех основан только на врожденных способностях. Дети с установкой на данность воспринимают неудачи, как доказательство того, что их возможности ограничены. Намного эффективнее установка на рост – убежденность, что успех определяется не расположением звезд, а работой и усилиями. Это помогает ребенку относиться к неудаче, как к стимулу для удвоения усилий.
Поэтому, первое правило мам и пап – не навешивать ярлыки и не ограничивать детей, уверяя их, что математика им не по силам и у них другой склад ума.
Ученые давно доказали, что разделение на гуманитариев и математиков – просто миф.
— Откуда берется математическая тревожность
Когда родители, которые считают себя слабыми в математике, пытаются помочь с домашкой, они передают детям свою математическую тревожность. Если вы сами боитесь дробей, а от квадратных уравнений у вас мигрень, лучше вообще не браться помогать с решением примеров. Делегируйте это специально обученным репетиторам.
Вы можете поддержать ребенка иначе – показывайте ему, что цифры вас не пугают. Можно наглядно показать, как вы используете математические знания в повседневной жизни. Например, сколько пирожных нужно купить на праздник, если ребенок знает, что обязательно съест минимум две штуки, а гостей будет пять.
Смело вовлекайте детей в подсчеты и приводите больше примеров, которые будут ассоциироваться у них с чем-то знакомым или собственными любимыми делами. Не забывайте подчеркивать, что математика важна во всех сферах жизни и работы, от программирования до кулинарии.
— Хвалите ребенка за усилия и не бойтесь плохих оценок
Тройки и двойки могут лишить мотивации кого угодно. Очень неуютно осознавать, что ты – единственный из 25 одноклассников, кто никак не поймет правила деления. Именно так и развивается математическая тревожность. Но родители могут исправить это, если будут хвалить детей за проделанную работу, а не за полученную оценку.
Детям с самого раннего возраста нужно внушать, что ошибки – это нормально. Мы не всегда все делаем правильно и не всегда знаем ответ, и ничего позорного в этом нет. И если ребенок просит у вас помощи с уравнением, а вы и сами едва помните таблицу умножения, не стесняйтесь сказать: “Я не знаю, давай попробуем разобраться вместе”. Это признание само по себе способно снизить тревожность. Будьте рядом и подбадривайте ребенка. Пусть он знает, что вы гордитесь им, потому что он старается и не опускает руки.
— Играйте в математические игры – настольные и в уме
Игра – самый естественный способ познания мира для каждого ребенка. Поэтому математические игры оценят даже те, кто не любит решать задачки. Попробуйте сыграть всей семьей в карточные математические игры – с дошкольниками и первоклашками можно сыграть в “7 на 9” или “Много-много”. Школьнику, который недавно начал изучать дроби, понравится игра “Делиссимо” – она как бы про пиццу, но на самом деле про числители и знаменатели. Среди настолок есть много игр, основанных на математических принципах. Например, “Геометрика”, “Турбосчет”, “Нуллерн”, “Руммикуб” и “Проныры”.
На прогулке или в скучной очереди в поликлинике можно играть в несложные математические игры. Например, предложите ребенку загадать число и попробуйте угадать его, задавая наводящие вопросы: “Это четное число?”, “Оно делится на пять? А на три?” и так далее. Потом поменяйтесь ролями. Это помогает развивать память и способность считать в уме, а заодно снимает нервозность перед вычислениями.
Источник: