Желательно приучать ребёнка к выполнению домашних заданий нужно с первого класса.
Каждый день учащиеся получают множество заданий на дом, и чтобы всё решить, зачастую требуется помощь родителей. Но у родителей не всегда есть такая возможность, и часто дети пользуются этим, чтобы вообще не делать уроки.
10-летнему Саше – сообразительному и толковому мальчику, легче воспринимать точные науки. С выполнением домашних заданий мальчик хорошо может справляться, но он их не выполняет. Он всячески избегает работы над домашними заданиями и, имея хорошую память и сообразительность, ему пока удаётся на этом «выезжать».
Весь день мальчик занят своими делами – играет в компьютерные игры, смотрит телевизионные передачи, часто перекусывает, болтается по дому или идёт на лицу гулять с собакой или с друзьями. Если родителям всё же удаётся с уговорами, а потом с большим скандалом усадить его за уроки, занятия продлятся не более 10 минут, и он всё равно находит возможность, чтобы их не выполнять.
Саша спокойный мальчик, гиперактивность – это ни к нему. С занятиями, которые ему интересны, он усидчивый, но только не с уроками. Как только родители не пытались заинтересовать его – предлагали купить ему кожаный мяч или спортивный велосипед, запрещали ходить на улицу к друзьям, пока он не станет получать хорошие оценки. Пугали тем, что он не сможет поступить в вуз и останется никем – всё напрасно.
Постепенно приучайте к усидчивости в выполнении уроков.
Конечно, некоторые дети тратят много времени на выполнение заданий и могут часами делать домашнюю работу и полностью её выполняют. Большинство родителей хотели бы видеть своих детей такими же усидчивыми и настойчивыми. Но далеко не каждому ребёнку это сразу под силу.
Если ваш ребёнок не тратил ещё на подготовку уроков ни минуты, не требуйте сразу же сидеть долго – он утомится и всё равно ничего не достигнет. Начните с 10 и постепенно дойдёте до 30 минут.
Правильный распорядок.
Прежде всего, установите правильный распорядок дня после его прихода из школы. Такой распорядок нужно принимать только после совместного с ребёнком обсуждения. В период приобщения к выполнению уроков, ребёнку потребуется особое родительское внимание и контроль.
Начало выполнения домашних заданий в одно и то же время каждый день.
Пусть ваш ученик после школы отдохнёт, пообедает и позанимается любимым делом, чтобы настроиться на выполнение уроков. Он знает, что домашнюю работу нужно начать выполнять, допустим, в 4 часа (время должно быть одним и тем же каждый день) и к этому времени он должен закончить свои дела и спокойно сесть за рабочий стол. Возможно, ему необходимо ваше напоминание, что время подошло и нужно сесть за уроки.
Отдельный стол для уроков.
У ребёнка должен быть свой рабочий стол для выполнения уроков. Кухонный или другой любой стол могут нести в себе отвлекающее действие. За своим столом ребёнок лишён возможности просмотра телевизора или игры в компьютере и это намного облегчит ваши задачи по приобщению ребёнка к выполнению уроков.
Обязательная похвала.
Хорошо, если есть своя комната у ученика, и вы периодически заходите проконтролировать ход занятий, хотя бы несколько дней. Не забывайте говорить – «я могу помочь тебе». Если ребёнок нуждается можно подсказать направление, в котором правильное решение, но самому не решать задания.
Не забывайте, что похвала играет очень важную роль в любом возрасте и хвалите его по каждому случаю. Но не проявляйте больших эмоций, например «Саша, ты замечательно справляешься с математикой, и я вижу, что ты можешь спокойно сидеть и заниматься. Молодец, ты скоро закончишь уроки». Иными словами, похвала за успехи во время работы (не говорите – «ты у меня самый умный …) если вы хотите увидеть именно работающего ребёнка.
Похвалив, не забудьте приласкать, можно погладить ребёнка по голове или похлопать по плечу – таким образом усилить эффект поощрения.
«Самоустранение».
Через небольшое время, начните постепенно давать ребёнку возможность самостоятельно продолжать делать уроки. Выйдете на короткое время на кухню готовить еду к ужину или позвонить по делам. Через несколько минут нужно вернуться и постараться, чтобы в это время ребёнок делал уроки (кашлянете, давая понять, что вы идёте). Ваша обязательная похвала – «молодец, даже в моё отсутствие хорошо занимаешься!» — будет очень кстати. Особое внимание уделите началу и окончанию занятий. К примеру — «Саша, уже время заниматься. Ты садись делать уроки, а я подойду к тебе через пару минут». Вначале можно прийти через 5-6 минут, потом через 10-13. Если ребёнку сложно самому начинать делать уроки – начните вместе, но уйдите за 5-6 минут до окончания, затем увеличивайте время.
Подстройтесь под ребёнка и помогайте ему в то время, когда ему больше нужна ваша помощь.
Сделайте таблицу достижений.
Такую таблицу можно повесить так, чтобы она была всегда на виду и стимулировала ребёнка на желательное положительное поведение. Каждый раз, когда ребёнок выполнил домашнее задание, и за каждые 10 непрерывных минут в работе, вручаете одно очко. Такое же поощрение будет уместным за правильно выполненную контрольную работу. Обязательная своевременная похвала и ваша ласка вместе с очками играют важную поощрительную роль. Стоимость каждого очка определите сами. Призы могут быть дешёвыми и дорогими. Самый дешёвый приз может стоить не менее трёх очков.
Источник: