Когда говорится одно, а в жестах, тоне, фигуре – совсем другое.
Противоречивость в посланиях может быть такой, к примеру: в словах — у меня к тебе любовь, но невербально — у меня к тебе ненависть. В своих высказываниях – ты свободный и можешь делать, что угодно, а в невербальном плане – я плохо к тебе отношусь, и ты будешь делать то, о чём я тебе буду говорить.
Ребёнок может серьёзно наказываться за ложь, а в тоже время, близкие люди постоянно ему лгут, делая двойной посыл. Желая «лучших результатов» и делать, при этом, намного хуже (ставить перед подростком запреты романов и спонтанной жизни; принуждение к раннему и быстрому взрослению любым способом; требование достижений и пр.).
Американским учёным Григорием Бейтсоном в 60-е г. была разработана «концепция противоречий в требованиях»- двойные послания. Им утверждалось, что противоречивость указаний относится к разному уровню коммуникаций, т.е. сознательно и эмоционально – словами, бессознательно – жестами, голосовой тональностью.
Ребёнок в такой ситуации является жертвой, и он не сможет защитить себя, обвинив мать, в неправильном обращении с ним при помощи «двойного послания».
У ребёнка отсутствуют интеллектуальные возможности, чтобы осознать это, потому, что двойной посыл направляется ещё совсем маленькому ребёнку, который не может разговаривать.
И ещё, мама является слишком близким для него человеком, общение с которой вызывает большую чувственность, эмоциональность, зависимость. Даже повзрослевшему ребёнку сложно не поддаться двойным посланиям. Разрыв связей может привести к прямой конфронтации с единственным и самым дорогим человеком в мире, от которого зависит жизнь и обеспечение ребёнка.
Иногда, в полной семье раскачивание детской психики, при помощи противоречивого послания, происходит обоими родителями – противореча один другому. В такой семье существуют риски приучить ребёнка с раннего возраста манипулятивному поведению, научить отношениям, где ключевое место занимает ложь.
И как результат такого воспитания, из-за отсутствия чётко сформированной границы и правил, могут появиться частые детские истерики и недоразумения.
«Двойными посланиями», исходя из концепции Бейтсона, даётся толчок для развития шизофрении (психического расщепления). В остальных случаях можно сказать о появлении шизоидных или нарциссических черт в характере. Такие люди страдают эмоциональной холодностью, оторванностью от внешних реалий, погруженностью в свою собственную фантазию, замкнутостью.
В итоге от такого воспитания – уже взрослый человек уходит в себя, не может участвовать в построении связей с окружающими людьми, живёт фантазиями в интровертированном мире. Не редкость, появление у таких людей аутоагресси, сильного гнева, проявление которого можно наблюдать, как во сне, так и в реалии. И как следствие – появление многочисленных и безосновательных страхов.
Самостоятельная жизнь из-за желания обезопасить себя, может превратиться в постоянную постройку системы для самосохранения.
Двойные послания в воспитании могут привести к психическим травмам!
Источник: